Одношаговый кракелюр в декупаже: лаковый мастер-класс, двухшаговый кракелюр, пошаговое фото и как пользоваться. Двухшаговый кракелюр в декупаже: вместе навсегда Лак кракелюрный технология применения
Эти нежные, загадочные трещинки… За что они так любимы декупажницами? Наверное, именно за эту загадочность, за ощущение романтики и старины, за напоминание о тех временах, когда доблесть и честь были превыше всего, а сияющие глаза и улыбки прекрасных дам вдохновляли на великие дела…
Двухшаговый (или двухкомпонентный) кракелюр – это, наверное, самая распространенная техника в декупаже. Причем техника очень изысканная, по сравнению с однокомпонентным кракелюром или даже искусственными потертостями.
Для тех, кто еще не очень разбирается во всех этих смежных техниках, поясню: двухшаговый кракелюр – это трещины в слое лака на уже готовом изображении .
В отличие от однокомпонентного кракелюра, где мы пользуемся одним составом (одним компонентном, одним шагом) и получаем трещины в слое краски , двухкомпонентный кракелюрный состав, как видно из названия, состоит из двух разных баночек , двух компонентов, которые наносятся на работу друг за другом. При этом верхний состав трескается , и, чтобы трещины были хорошо видны, мы проявляем их различными затирками (какими – читайте дальше).
Еще для начинающих: рекомендую всегда уточнять, какой кракелюр вы имеете в виду , двухшаговый или одношаговый – это имеет принципиальное значение (машина тоже может быть швейной, посудомоечной или стиральной, и это не одно и то же:)
Откуда вообще взялся кракелюр?
Для нас с вами кракелюрные трещинки – это «дух старины», романтика, а для художников, особенно художников прошлых столетий – нарушение технологического процесса : неправильная подготовка основы, неправильный подбор грунтов, красок и их нанесение, хранение или реставрация полотна, неправильные условия хранения и транспортировки, что в результате приводит образованию на картине трещин в слое лака или краски.
Таким образом, трещины — вовсе не обязательный атрибут старинного предмета или произведения живописи. Однако сейчас все, связанное со стариной, становится все более и более популярным, и кракелюр – не исключение.
Существует огромное количество средств, предназначенных для имитации эффектов старины ; к ним относятся и кракелюрные лаки, столь популярные среди декупажниц (и не только декупажниц).
Основы техники
Двухкомпонентный кракелюр выполняется на уже почти полностью готовой работе, с нанесенным, подрисованным и желательно залакированным мотивом (или даже тщательно залакированной работой, если у нас кракелюр смываемый — иначе заготовку может «повести» от воды).
Самая-самая общая схема работы с двухкомпонентными кракелюрами
Внимание! Эта схема не является прямым руководством по работе с кракелюрными лаками! Это просто общая схема, чтобы можно было примерно представить порядок действий!
1. Полностью декорируем работу, лакируем, сушим.
2. Наносим первый шаг кракелюрного состава (они всегда подписаны, где 1 шаг, где 2).
3. Сушим (чаше всего не до полного высыхания, а немного недосушивая).
4. Наносим второй шаг, ждем образования трещин.
5. Затираем средством для проявления трещин.
6. Защищаем финишным лаком.
А теперь о главном.
Кракелюрных составов очень и очень много, больше 20 разных видов, и все они имеют разные свойства и дают разные трещины , поэтому каждая декупажница со временем выбирает себе 1-2 любимых состава и пользуется преимущественно ими.
Составы могут быть:
- водными или неводными,
- желтящими или нежелтящими,
- давать крупные широкие трещины, мелкие широкие трещины, крупные фарфоровые трещины или мелкие фарфоровые трещины (и их вариации),
- мы можем затирать кракелюры твердыми пигментами (пастелью, порошками-металликами или сухими тенями), битумом, бирумными или водными патинами, акрилом или даже масляными красками…
- мы можем второй шаг смывать или не смывать, покрывать кракелюр водным или неводным лаком, или даже опять первым шагом…
Голова идет кругом, правда?
Мне часто в письмах задают вопрос: «почему не получился кракелюр?
» Ответ на этот вопрос дать невозможно – это все равно что спросить, «почему не работает компьютер». Вариантов ответов может быть штук 50, от ответа «сгорел южный мост на материнской плате» до элементарного «нет электричества».
К чему я это говорю? Да к тому, что все кракелюрные составы разные и, не зная, какой состав вы используете, трудно вообще что-то предположить.
Поэтому еще раз: если вы работаете с двухкомпонентным кракелюром, то самое серьезное и ответственное дело – выбрать подходящий кракелюрный состав и знать все его свойства .
Всего одно отличие может быть у красивого кракелюра и чешуйчатого кошмара: финишный лак)))
Мои любимые кракелюрные пары – это – это кракелюрная пара Maimeri 753-754
(номера — это последние три цифры артикулов), нитяные кракелюры от Акриланас или Арс-хобби и двухкомпонентный кракелюр фирмы Rayher
(при этом, конечно, я перепробовала множество других кракелюров, и они меня не порадовали).
Первые два состава дают тонкие изящные трещинки, а Rayher дает очень красивый рельеф (именно этот кракелюр я использовала для имитации старинного кожаного переплета в , а нежный Maimeri 753-754 – для создания трещинок на медальоне).
Maimeri 753-754 и нитяные кракелюры от Акриланас – нежелтящие водные составы, очень удобные в работе. У первого ячейки меньше, в второго – больше, поэтому Акриланас я использую для декора крупных предметов с довольно крупными мотивами.
Кстати, имейте в виду, что в линейке Акриланас (и Арс-хобби) также есть так называемые «крупный» и «мелкий» кракелюр
. Они вообще беспроблемные, не требуют смывания, но трещины у них шире, чем у нитяного кракелюра, что смотрится уже менее изящно.
Нанесение
Технология создания трещин у Maimeri 753-754 и нитяных кракелюров Акриланас одна и та же: наносим первый шаг и ждем, пока он из молочно-белого станет прозрачным . Также он станет очень липким , поэтому будьте аккуратны, не оставляйте отпечатков пальцев и не пылите))
После того, как первый шаг станет липким, я наношу второй шаг на всю поверхность, покрытую первым шагом . Это нужно сделать, не оставляя ни капли непокрытого пространства, иначе после затирания кракелюра там будет грязное пятно затирки. Трещины образуются в течение часов 12 в зависимости от толщины слоя второго шага.
Проявление
Затираю я их (проявляю трещины) чаще всего порошками-металликами . Их можно найти в магазинах для творчества под названием «порпорина » или, например, «средство для затирки кракелюра», а проще всего (и намного дешевле) – в строительных магазинах: ищем порошки-металлики типа серебрянки (кстати, она бывает и золотая, а у импортных производителей – вообще любых расцветок). По своему опыту могу сказать, что покупать другие цвета металликов, кроме золота или серебра, не имеет смысла, они не пригодятся или пригодятся в одном случае из 20). Лучше запаситесь сухой пастелью – матовые трещинки смотрятся намного благороднее. Сухую пастель натираем ножиком в мелкий порошок и этим порошком на ватном диске проявляем трещинки.
Смывание и защита
В целом эти два состава – очень удобные в работе кракелюрные пары, несмотря на то, что у обоих второй шаг после затирки нужно смывать (у Maimeri смывается вообще без проблем под проточной водой, у Акриланас – тяжелее и дольше, нужно приноровиться).
В принципе, у многих кракелюров второй шаг можно смывать, а можно и не смывать, только тогда придется покрывать трещины неводным лаком. Однако долговечность несмытого кракелюра для меня – открытый вопрос.
Трещины появляются из-за того, что первый и второй шаг между собой конфликтуют. И при этом они довольно непрочно друг с другом сцепляются, поэтому не исключено, что через некоторое время второй шаг может начать отслаиваться, если его слабо залакировать финишным неводным лаком (особенно этому подвержен кракелюр ToDo Antik Crackle, который, вообще-то, по инструкции не требует смывания). Поэтому те кракелюры, которые смывать можно, я предпочитаю смывать — тогда их можно покрывать обычным акриловым лаком.
Как же выбрать кракелюрный состав? И по каким критериям вообще выбирать?
На этот вопрос просто невозможно ответить в одной статье. Здесь очень много важных факторов, которые можно разделить на три группы – это, конечно, свойства состава, удобство в работе и конечный результат. Идеальный кракелюр – это тот, который идеально подходит к данной конкретной работе и не капризничает от сквозняков и положения Юпитера на небосводе. О том, как выбрать кракелюрный состав, мы будем говорить уже совсем скоро, а пока поговорим еще об одном важном моменте, о котором многие декупажницы нередко забывают.
Кракелюр должен смотреться на работе уместно и гармонично!
Для чего мы вообще создаем трещинки на работе? Чтобы придать изделию дух старины или показать, что мы умеем делать кракелюр ?
Первое, что нужно сделать перед использованием любого кракелюра – подумать, а нужен ли он здесь вообще))) Откуда он взялся, что за материал у вас растрескался и т.д. Он растрескался везде или только в нескольких местах?
Также очень важно, чтобы получившийся кракелюр не перекрывал собой мотив (то есть, чтобы кракелюр не забирал на себя все внимание и не становился доминантой). На многих работах мотива просто не видно – видно только жирно затертые трещины, да еще и по всей работе (честно говоря, мои первые работы с кракелюром тоже были такими).
Кракелюр должен как бы оттенять мотив, подчеркивать его красоту и старину , а не показывать, что вы овладели техникой создания кракелюров.
Поэтому всегда нужно понимать, что на работе у вас главное – мотив или кракелюр . Если кракелюр – то мотив можно вообще не делать, его все равно не будет видно:) Я вообще предпочитаю затирать кракелюр едва-едва : пусть его лучше будет видно меньше, чем больше.
Гармоничное сочетание мотива и кракелюра (панно на стену):
И еще один важный момент. Представьте, что ваша работа потрескалась от старости, и в трещинки набилась пыль и грязь (да, именно это набивается в трещинки на старинных вещах, а вовсе не золотая пудра). Возможно ли это, если она чисто-глянцево-новенькая, с сочным и ярким мотивом? Вряд ли:) Поэтому не забывайте: кракелюр – это прежде всего техника старения , и, если мы делаем трещинки для придания работе старинного вида, то лучше использовать кракелюр в сочетании с другими приемами искусственного состаривания, такими как патинирование, снятие глянцевого блеска, а также искусственное пожелтение и выцветание:)
Термином «кракелюр», который произошел от французского слова «craquelure», обозначают трещинки на поверхности, присутствие которых придает ей налет старины. Сама методика создания подобного эффекта носит название «кракле». Кракле часто используют в тех случаях, если поверхность предмета надо искусственно состарить . Подобный способ нередко применяют в технике декупажа, а также для реставрации мебели и различных предметов быта .
Добиться эффекта старины на поверхности можно, используя специальные кракелюрные лаки. Однокомпонентный кракелюрный лак - одна из разновидностей лака, которая применяется для одношагового кракелюра. Для того чтобы состарить поверхность с помощью данного средства понадобятся следующие материалы: акриловая краска, поролоновая губка или кисть, а также сам лак, который есть разных производителей. Перед началом работы с кракелюрными лаками обязательно прочитайте инструкцию. Для илюстраций я использую средство для создания кракелюра «Хобби-Лайн», производитель Кройль, Германия.
Процесс работы в технике кракелюра с использованием однокомпонентного лака начинается с того, что на очищенную поверхность наносят слой акриловой краски. Следует учитывать, что именно ее цвет после окончания всех этапов работы будет виден сквозь образовавшиеся трещины. Если же цель работы показать неокрашенный вид обрабатываемой поверхности, то можно сразу же приступать к покрытию ее лаком. Однокомпонентный каркелюрный лак накладывают достаточно густым слоем, но только после того как краска хорошо высохнет. Новичку в этом деле для данного процесса лучше всего использовать поролоновую губку, так как кисть, как правило, более удобна для профессионалов.
После того, как лак подсохнет (лак не берётся на палец, но остаётся немного липким), на него наносится еще один слой краски, на котором по истечению нескольких минут появляются трещинки. Форма и размер трещинок зависит от толщины нанесённого лака. Также имеет значение направление нанесения краски. На фото внизу краска нанесена кистью в одном направлении.
Если краску наносить неширокой кистью в разных направлениях, то получится такая поверхность:
На поверхность нанесена краска с помощью поролоновой губки. Слева на фото - кракелюрный лак не очень подсох и лип к пальцам, а справа - подсох больше и картинка на поверхности изменилась после нанесения краски.
Заключительный этап работы - дополнительное покрытие поверхности обычным акриловым лаком, который защитит ее и придаст обрабатываемому объекту законченный вид. Но не каждый кракелюр можно покрывать акриловым лаком.
Итак, подведём итоги.
1.Порядок получения кракелюра на поверхности такой: нанесение краски на поверхность - полное высыхание краски - нанесение кракелюрного лака - высыхание лака до отлипа - нанесение краски.
2.Первый и второй слой краски должны быть контрастны по цвету, чтобы четко проявились трещины.
3.Краску, которая наносится на кракелюрный лак, берём только матовую. Глянцевая краска и металик не дадут нужного эффекта трещин.
4. Нанося второй слой краски, не проводить кистью дважды по одному и тому же месту.
5.От толщины нанесённого кракелюрного лака будет зависеть размер трещин на поверхности. Чем влажнее лак, тем крупнее трещины.
Если планируете использовать однокомпонентный кракелюр в декупаже, то сначала наносится тёмная краска, потом однокомпонентный кракелюр, дальше светлая краска и салфетка.
При обратном декупаже на стеклянную поверхность с обратной стороны приклеиваем салфетку лицевой стороной вниз.
Когда клей хорошо высохнет, наносим однокомпонентный кракелюрный лак, который также просушиваем до отлипа (он должен быть липким, но не оставаться на пальцах).
На кракелюрный лак наносим светлый акрил. Светлый цвет проявит рисунок на салфетке. Хорошо просушиваем.
Теперь наносим акрил того цвета, который хотим видеть сквозь трещины с лицевой стороны изделия.
В данном примере сквозь трещины просвечивается коричневый акрил.
Одношаговый кракелюр в декупаже: 2 типа лака
Кракелюр означает растрескивание слоя краски, который сделать правильно не так-то просто как кажется Кракелюр – это искусство не естественного состаривания, включающая в себя то, что в слое краски формируются миниатюрные трещинки. Поверхность, покрытая таким лаком, приобретает интересную красивую структуру.
Кракелюры в декупаже: описание и лаки
Это достигается, благодаря использованию специальных лаков, наносимых на поверхность предмета.
Лаки, используемые в технике кракле, бывают двух основных типов:
- Одношаговый (однофазный) – отлично подходит для начинающих, для тех людей, кто только начал заниматься подобной техникой. Данный кракелюр внешне выглядит, как потрескавшаяся поверхность эмали, через него виднеется первый слой или основа.
- Двухшаговый (двухфазный) более сложен в нанесении, но в то же время, он более красив, трещинки образуются в самом лаке, что позволяет не перекрывать ранее нанесенное изображение, что позволяет его использовать на разных поверхностях.
Трещинки в кракелюре являются полноценной имитацией старинной вещи
При использовании одношагового лака, сначала необходимо нанести грунтовку, дождаться ее высыхания, потом следует нанести краску. Сверху наносится лак и, не доводя до полного высыхания, сверху наносится краска, после наносится какой-либо рисунок.
Если используется двухшаговый лак, то сначала поверхность покрывается шеллачным лаком, его следует наносить в 2-3 слоя, дожидаясь высыхания каждого слоя.
После высыхания, изделие сверху покрывается двухшаговым кракелюрным лаком, после его высыхания получившиеся трещины затираются масляной краской, пастелью и т.д. Сверху снова наносится рисунок и шеллачный лак для закрепления.
Описание и техника нанесения кракелюрных лаков для декупажа
Все кракелюрные лаки, применяемые в технике декупаж, разделяются на два основных вида: одношаговый или однокомпонентный и двухшаговый или двухкомпонентный. Разница между двумя видами лака состоит лишь в том, что один лак однокомпонентный, наносится между слоями краски. А двухкомпонентный лак наносится на слой шеллачного лака, потом следует его затирка, приклеивание изображения и слой обычного лака.
Иногда двухкомпонентные лаки наносятся непосредственно на подготовленный и приклеенный рисунок, создавая таким образом эффект старины.
Двухкомпонентный лак в технике кракелюр должен наносится на изделие мягкой кистью тонким слоем
Такие лаки можно купить в специализированных магазинах, их существует довольно много видов, поэтому перед покупкой стоит немного ознакомиться с их ассортиментом и характеристиками.
Чтобы правильно нанести такие лаки, следует придерживаться определенной техники:
- Однокомпонентный лак наносится тонким слоем на подготовленную поверхность с использованием мягкой колонковой кисти. Наносить следует так, чтобы не оставалось следов от кисти, после чего необходимо дождаться высыхания слоя.
- При нанесении двухкомпонентного лака следует учитывать, что он может быть очень липким, и поэтому не следует касаться его пальцами, чтобы не оставить отпечатки и также следить, чтобы не попала пыль на него. Второй слой наносится после того, как первый почти высох, и после этого изделие должно просохнуть, в соответствии с инструкцией к такому типу лака.
Одношаговый кракелюр в декупаже: мастер-класс
С тем, чтобы научиться делать декупаж своими руками, стоит поучиться у более опытных людей или, посмотреть видео на тему мастер-класс по декупажу, такое видео позволит понять все более детально. Одношаговый кракелюр считается одним из сложных элементов, применяемых в декупаже, но в то же время, это яркая и выразительная техника, и предметы, выполненные с помощью нее, смотрятся достаточно необычно.
Одношаговый кракелюр представляет собой трещинки в слое покрытия, через которые видна нижележащая поверхность.
В технике одношагового кракелюра лак до полного высыхания лучше не сушить, поскольку трещинки получатся мельче и длиннее
С тем, чтобы добиться такого эффекта следует предпринять следующие шаги:
- Выполняется грунтование заготовки, потом, когда она высыхает, наносится краска на те места, где предполагается нанесение кракелюрного лака. Краску нельзя наносить дважды, и нужно стремиться покрыть как можно большую площадь. После того как лак подсох, на него наносят краску основного цвета, и ждут ее высыхания.
- После этого, можно приступать к нанесению рисунка, можно использовать фотографии, закрыть поверхность красивыми салфетками или какими-либо рисунками. После этого, можно приступать к лакировке обычным лаком.
При такой технике, есть одно важное условие, это необходимость правильно комбинировать набор кистей, слои краски и просушку каждого слоя.
Пожалуй, ни в одной технике одношагового кракелюра нет столько условий и особенностей, как в других техниках декупажа, но зато и эффект будет более интересный и красивый.
Двухшаговый кракелюр в декупаже: мастер класс
Двухшаговый кракелюр является наиболее распространенной техникой в декупаже. Он представляет собой трещинки в слое лака на готовой поверхности, например, на стекле, дереве, металле и даже мебели.
Как правило, двухшаговый кракелюр продается в комплекте, состоящем из двух баночек, один компонент наносится на другой.
При этом верхний слой растрескивается, и чтобы трещины были хорошо заметны, их затирают разными затирками.
Каждый состав двушагового кракелюра имеет определенные свойства и дает разные трещинки
Чтобы декупаж получился качественным при такой технике, следует воспользоваться советами, пошагово выполнять следующее:
- Заготовка должна быть уже практически полностью готова, с нанесенным на нее рисунком, при этом желательно, чтобы она была уже залакирована, причем должно быть несколько слоев лака.
- Далее на поверхность наносится первая часть кракелюрного лака, следует его подсушить согласно инструкции, причем желательно сушить до неполного высыхания. После этого наносится вторая часть состава, и также нужно ждать до тех пор, пока не появились трещины. После этого, выполняется затирка трещин, и все изделие лакируется.
Двухшаговый кракелюр может быть на водной основе или нет, отдавать слегка желтизной или быть полностью прозрачным и т.д. Постепенно, с приобретением опыта, человек будет работать с 2-3 видами такого лака.
Декупаж с кракелюром на бутылку пошагово
Для создания красивого декупажа, понадобятся определенные материалы и инструменты, материалы можно купить, как в обычных магазинах, например, акриловые краски и грунты, так и в специализированных, в частности, кракелюрные лаки.
Перед созданием декупажа с кракелюром на бутылке, ее обязательно нужно обезжирить
Также понадобятся мягкие широкие кисти, губки и т.д., и поверхность, на которой будет выполнена вся работа, например, бутылки:
- Бутылку следует вымыть, убрать все наклейки, после ее следует загрунтовать, выждать, пока высохнет грунт. После этого, ее следует покрасить краской акриловой или водоэмульсионной выбранного цвета, краску можно наносить, как губкой, так и кистью.
- Наносить однокомпонентный слой лака лучше всего с помощью губки, нужно дождаться, когда лак подсохнет, и нанести краску ровным широким слоем. Когда краска высохнет, бутылку следует покрыть слоем обычного лака.
- Рисунок из салфетки или из печати следует сбрызнуть лаком для волос, расправляется пленка, и рисунок накладывается лицевой стороной на нее. Пленка вместе с салфеткой накладывается на бутылку, после из под салфетки выгоняются пузырьки воздуха. После пленка убирается, и рисунок покрывается аквалаком, а потом и вся бутылка в несколько слоев. Таких красивых бутылок можно наделать большое количество.
Когда человек научится пользоваться всеми техниками декупажа с кракелюром, и будет уверено наносить краски, лаки, приклеивать изображение и выдерживать определенную стилистику, он сможет сделать множество интересных и красивых работ.
Как пользоваться кракелюрным лаком для декупажа
Кракле – это одна из техник, которая имитирует старение какой-либо вещи, например, для того, чтобы сделать красивые шкатулки или для обработки тарелки или нескольких тарелок. Для этого используются разнообразные лаки, которые бывают двух типов: однокомпонентный и двухкомпонентный. Для каждого лака применяется своя техника и определенный лак. Заменить специальный лак для техники кракле обычным невозможно, так как он не даст необходимого эффекта.
После нанесения всех необходимых слоев в кракелюре, сверху изделие покрывается аква-лаком
Но, несмотря на это, при применении лаков, есть свои определенные хитрости:
- На поверхность следует нанести краску, дождаться ее высыхания, а после, на нее следует нанести лак, который следует наносить широкой мягкой кистью, а тем, кто начинает впервые заниматься данной техникой, следует воспользоваться поролоновой губкой.
- После того как первый слой подсохнет, следует нанести второй слой, если лак двухкомпонентный. Если лак однокомпонентный, то достаточно одного слоя, но нанесенного густо. Лак можно наносить в разных направлениях кистью или губкой, получая разные узоры.
Двухшаговый кракелюр в декупаже: мастер-класс (видео)
Большой плюс такой техники в том, что ее может освоить любой человек за относительно короткое время, но при этом необходимо постоянно экспериментировать, делать, как прямой декупаж, так и обратный.
Подробно: декупаж с кракелюром пошагово (фото примеров)
Среди множества смежных техник декора особое место принадлежит такой технике, как однокомпонентный кракелюр (напомню: смежные техники декора – это техники, которые часто применяютсяв декупаже, но при этом являются самостоятельными, т.е. могут использоваться вообще без него; обзор смежных техник декора ).
Почему именно однокомпонентный кракелюр? Ведь по сравнению с другими техниками он не является самым популярным?
Могу ответить так:
Во-первых, однокомпонентный кракелюр – это очень яркая и выразительная техника
, она является самодостаточной и вообще смотрится довольно необычно. Так здорово наблюдать, как прямо на глазах появляются красивые трещинки… От них невозможно отвести взгляд:)
А во-вторых, мое мнение, что однокомпонентный кракелюр – это одна из самых сложных техник , которые вообще применяются в декупаже… Но не пугайтесь сразу, эта техника сложная тогда, когда не знаешь, как управлять кракелюром и делаешь все наугад.
Что такое однокомпонентный кракелюр? Чем он отличается от других кракелюров?
Кракелюры – это трещинки.
Однокомпонентный кракелюр
– это трещинки в слое краски
, и через эти трещинки у нас проглядывает нижележащая краска. Однокомпонентный (или одношаговый) – потому что мы используем одно средство в одной баночке
.
Двухкомпонентный кракелюр
– это трещинки в слое лака
, и в эти трещинки у нас набилась разная пыль и грязь (или же золотая пудра:) Двухкомпонентный (ли двухшаговый) – потому что используем соответственно две баночки (первый шаг и второй шаг), два разных состава.
Примечание: на самом деле есть и двухшаговые составы, могут давать эффект одношаговых (Creall Crackle), и одношаговые кракелюры, которые могут дать трещинки в лаке (Декола, Таир), но это уже нюансы.
Общая схема работы с одношаговым кракелюром
Однокомпонентный кракелюрный медиум (медиум – это средство) наносится между двумя слоями краски. Получается такой пирог:
Сначала мы заготовку грунтуем, затем красим в цвет трещин те места, где будет кракелюр , полностью просушиваем, затем наносим кракелюрный лак. Лак подсыхает немного (до полного высыхания лучше не сушить — будут мельче и длиннее трещины). Дальше наносим краску основного цвета , после нее можно клеить мотив, патинировать и лакировать.
За счет разницы в поверхностном натяжении кракелюрный лак трескает краску основного цвета, и, поскольку лак почти прозрачный (только чуть-чуть желтит), в трещинах виден предыдущий слой краски .
Почему все-таки эта техника такая сложная?
Дело в том, что верхний слой краски нужно накладывать особым образом :
- Во-первых, нельзя красить дважды по одному и тому же месту (если краску наносим кистью), потому что трещинки начинают образовываться сразу же;
- во-вторых (и это самое главное), за один раз краску нужно нанести максимально ровным, укрывистым слоем, чтобы через нее не просвечивала нижележащая краска (особенно это актуально для темных трещин на светлом фоне);
- И в третьих, верхний слой краски должен выглядеть максимально естественно , как будто это краска потрескалась, а не мы решили тут кракелюр сделать:)
Консистенция краски
Консистенция краски основного цвета очень важна – не жидкая, но и не густая, чтобы кракелюрный лак ее смог потрескать. Оптимально – консистенция негустой сметаны, легкая и как бы воздушная.
Но слишком жидкую делать тоже нельзя – может не потрескаться.
Также для красивых трещин важно эту краску наносить ровно, с одинаковым нажимом на кисть.
Если нажмем сильнее – слой краски будет тонким, и трещины будут длинными и вытянутыми, тонкими (при нанесении кистью) или мелкими и «чешуистыми» (при нанесении губкой).
Здесь, например, четко видны мазки кисти — это ошибка.
А эти трещинки из разряда «а вот здесь мастерица решила сделать кракелюр»: четко видны границы кракелюра и получается очень неестественно (на самом деле это моя самая первая проба одношаговых составов:)
Возможности однокомпонентного кракелюра
Казалось бы – трещины и трещины… А на самом деле трещинки могут быть большими и маленькими, напоминать кору березы, стену, забор, облупившуюся штукатурку, мозаику, чешуйки или, например, торнадо… Главное – правильно комбинировать губку, кисть, слои краски и просушку кракелюрного лака . Ну и, конечно, подобрать кракелюрный состав под стиль вашей работы. Не все составы, конечно, на такое способны, но об этом дальше.
Одношаговый кракелюр декола:
Он же:)
И это, между прочим, тоже декола:
А ниже будут бусы — все та же декола:) И все трещинки — разные…
А вот, например, ToDo
— совершенно другой вид:
В целом характер трещин зависит от:
- кракелюрного состава;
- толщины слоя лака;
- степени его просушки;
- консистенции краски основного цвета;
- толщины слоя краски основного цвета;
- нанесения краски основного цвета.
Ни в одной другой технике декора нет столько условий (разве что в двухкомпонентных кракелюрах, но там все понятно в случае каждого конкретного состава). Вот поэтому я и называю эту технику действительно сложной как технически, так и стилистически. B самое сложное в этой технике — подсушить кракелюр до нужного состояния и нанести на него краску так, чтобы получились красивые выразительные трещинки, гармонирующие с заготовкой и мотивом.
Какой кракелюрный лак выбрать?
Как всегда, на полках магазинов для творчества вы найдете множество баночек с одношаговыми составами: российские, итальянские, немецкие и т.д. К сожалению, каждый состав дает разные трещинки , и выбрать тот состав, который однозначно понравится, с первого раза вряд ли получится.
Поэтому сразу скажу: я пробовала разные кракелюры, и все-таки самым лучшим из тех, что я пробовала, считаю… самый дешевый и простой лак Деколу . Также мне понравился Таир (он оказался очень похож на деколу). Остальные (Акриланас, ToDo и Maimeri) по размеру трещин более уместны на мебели, чем на рамках, шкатулках и бусах.
Декола дает очень изящные трещинки, которые органично смотрятся на небольших предметах. Самые большие трещины (до 2 см) можно получить кистью, самые мелкие (от 1 мм до 1 см) – губкой.
Небольшие ограничения
Будьте аккуратны со строительными красками – не все будут трескаться , в отличие от художественных.
А краски-металлики вообще не дают трещин . Мы можем спокойно их использовать, чтобы сделать, например, золотые трещины на коричневом фоне; а если наоборот, то все намного сложнее. Можно сделать коричневые трещины на фоне охры (приглушенно-желтый), а затем охру слегка тонировать золотом…
Также очень важный вопрос – чем покрывать однокомпонентный кракелюр. Не знаю, почему, но производители очень редко пишут о том, что их однокомпонентные составы надо покрывать неводным лаком – это притом, что одношаговые составы делаются на основе гуммиарабика и панически боятся воды. Так что имейте в виду — два слоя акрилового лака при аккуратном нанесении такая работа выдержит, но все последующие слои будут трескаться и замутнять трещины.
Кракелюр хорошо знаком художникам. Это трещинки на старом слое краски. Они придают неповторимый вид произведению живописи, подтверждают ее старину и часто увеличивают стоимость. Поэтому в наше время многие пытаются искусственно состарить картину. Такой процесс тоже называется кракелюр - используют кракелюрный лак.
Похожие статьи:
Что такое кракелюр
При помощи специального лака для кракелюра на поверхности можно получить сеть трещин, в которые для контраста втирают тушь или масляную краску. Эта техника применяется при декорировании предметов в быту.
Используют кракелюр в декупаже. На стеклянные, деревянные, керамические, металлические изделия наносят рисунок и покрывают его лаком. Затем происходит интенсивная сушка, в результате которой образуются трещины. Необязательно использовать дорогостоящие материалы, можно пользоваться подручными средствами. Это клей ПВА, белок сырого яйца, желатин, уксус, некоторые вещества в виде геля, применяемые для стирки.
Одношаговый кракелюр в декупаже
Нанесение на различные поверхности происходит разными методами. Самый популярный способ – кракелюр одношаговый. Он используется для получения эффективных трещин контрастного цвета на предметах. Для этого понадобятся:
- изделие для декупажа;
- краска водоэмульсионная или акриловая двух цветов;
- клей ПВА;
- рисунки;
- акриловый и финишный лак;
- синтетическая кисть;
- грунтовка.
Декупаж изделия выполняется поэтапно:
- Поверхность очищается от грязи и пыли, затем обезжиривается спиртом.
- На чистую поверхность наносят кистью слой грунтовки. Она должна полностью просохнуть.
- На грунтовку наносят краску, которая в дальнейшем будет просвечивать через трещины.
- Поверхность покрывается кракелюрным составом.
- На предмет наносится контрастная краска.
- Последний слой высушивается феном. При сушке краска начинает трескаться. Сквозь трещины проступает предыдущий слой.
Если на изделии нет рисунков, их нужно вырезать из бумаги и приклеить после очистки и обезжиривания предмета. Закрепляется рисунок клеем ПВА. Выполненный по данной инструкции одношаговый декупаж с кракелюром хорошо выглядит на вазах и горшках с цветами, на подносах и тарелках. Отделка заканчивается нанесением финишного покрытия. Этим способом можно оформить рамки для фотографий, шкатулки из дерева, фарфоровые изделия.
Двухшаговый кракелюр в декупаже
Двухшаговым методом пользоваться сложнее. Для работы необходимо приготовить:
- предмет для украшения;
- акриловый лак;
- художественные кисти;
- гуммиарабик;
- шеллак;
- битум;
- пудру серебряную или золотую.
Гуммиарабик похож на вязкую жидкость. На открытом воздухе он быстро твердеет. Шеллак – это природная смола.
Двухшаговый кракелюр наносится в такой последовательности:
- Предмет очищают, обезжиривают и покрывают акриловым лаком в 2 слоя. Дают просохнуть.
- Обильно наносят шеллак. Чем толще слой, тем крупнее будут трещины. Нельзя допускать подтеков.
- На еще липкий слой шеллака наносится гуммиарабик и растирается.
- Гуммиарабик твердеет и трескается. В трещины можно втереть битум и пудру.
- Покрыть изделие финишным слоем.
Описание и техника нанесения кракелюрных лаков для декупажа
Лак с эффектом кракелюра бывает одношаговый и двухшаговый. Одношаговый (или однокомпонентный) наносится между контрастными слоями краски. Двухшаговый (двухкомпонентный) – на слой шеллака. Состав нужно наносить на поверхность украшаемых предметов правильно. Делается это по возможности синтетической кисточкой. Перед нанесением шеллак нельзя взбалтывать, чтобы в нем не образовались воздушные пузырьки.
В помещении не должно быть никакой пыли. Перед работой его нужно хорошо проветрить. Полученные трещинки на предмете можно затереть краской темного цвета и пудрой серебряного или золотого оттенка. Излишки удаляются тампоном, смоченным растительным маслом. В конце работы поверхность изделия тщательно протирается и покрывается финишным защитным акриловым лаком.
Трещинки образуются по направлению движения кисти. Для получения кракелюрной сеточки пользоваться лаком нужно с помощью мелких мазков.
Какие могут быть ошибки при нанесении
Наносить лак следует широкой кистью ровными мазками. Нельзя проводить кистью 2 раза по одному месту. В нормальных температурных условиях размер трещин зависит от толщины лакового слоя. Лак сохнет около 30 минут. Пересушивать его нельзя. Плохо наложенный слой необходимо смыть и наложить его заново. Сделать это просто, если лак на водной основе. Чтобы получить мелкие трещинки на поверхности, случае лучше применить губку. Просушивать лак нужно до момента, когда палец прилипает к нему, но не пачкается. На полностью просохшем слое трещины не всегда получаются.
Акриловая краска выбирается с матовой поверхностью. Однокомпонентный лак должен располагаться между двумя ее слоями. Кисти после работы моются скипидаром, затем водой с использованием хозяйственного мыла.
Как сделать кракелюрный лак своими руками
Существует много видов кракелюрного лака. Есть и мастер-классы, как сделать его в домашних условиях. Заменить лак можно самодельным на основе желатина, пшеничного декстрина и других материалов. В состав обязательно добавляется уксус и яичный белок.
Для создания лака собственными руками нужно приготовить:
- краски на акриловой основе;
- кисть;
- губку;
- лак ПФ-283;
- клей ПВА;
- декстрин пшеничный.
Изготовление состава для кракелюра из желатина
Лак состоит из:
- 1 ст. л. желатина;
- 1 стакана воды.
Желатин засыпают в воду для набухания, подогревают и полностью растворяют его. После остывания состав готов к работе. Его наносят на поверхность и сушат. На высохший слой можно наносить любые другие слои в зависимости от задумки. Чаще всего пользуются слоем защитного лака. Такой состав хорош тем, что при необходимости его легко смыть простой водой и нанести свежий слой для получения эффекта растрескивания.
Изготовление смеси для кракелюра из пшеничного декстрина
Лак можно сделать из пшеничного декстрина. Это клеящее вещество, полученное из пшеничного крахмала путем термической обработки. Его достаточно взять 40 граммов, добавить кипящую воду и выдержать. В результате должна получиться смесь, имеющая консистенцию жидкого йогурта. На обработанную методом декупажа поверхность наносится слой блестящего лака и высушивается. После этого широкой кистью наносится толстый слой декстрина. Сохнет он около 30 минут без фена.
Изготовление состава из жидкого геля
Для декупажа мебели используется состав на основе геля для стирки. На поверхность предмета наносят базовый цвет и просушивают его. После просушки кистью накладывают толстый слой геля. Можно делать это морской губкой. Данный способ применяется на тканевых поверхностях.
Яичный белок в технике кракелюра
Для использования кракелюра на стенах помещения используется яичный белок. Сначала участок стены покрывается латексной краской на основе акрила. Можно сделать это дважды. После просыхания крупными мазками накладывается белок. Сушить его нужно без фена. На высохший слой можно укладывать остальные слои.
Что вы делайте со старой мебелью?